30 ноября 2017 года → Встреча в клубе "Подари себе крылья"     Подробности по телефону 918 33 43 446                                                                        Идет набор на обучение Базовому Курсу Комплексной Сказкотерапии на март 2018 года → Выдается сертификат после каждой ступени обучения, по окончании курса обучения свидетельство Международного Института Комплексной Сказкотерапии на 120 часов.     Подробности на сайте в разделе О нас

 

Вопросы и Ответы

Сказкотерапевтическая помощь в решении психологических проблем

автор О.В. Степанова

 

Кто из нас не помнит детскую дразнилку: «Жадина-говядина, соленый огурец…».
Так что же такое жадность? Давайте поразмышляем на эту тему. 

Каждый ребенок жадничает по-своему, и причины у него на это свои. Чаще всего, жадность результат тех или иных психологических проблем. Пока не будут решены проблемы, не исчезнет и жадность.

В каждом человеке должны быть развиты как бережливость, так и щедрость. Любая крайность порождает эгоизм. Как говорится: «истина где-то посередине». Как же важно научить ребенка чувствовать этот баланс и чувство меры.

Здорово, если ваш малыш может поделиться с другими ребятами. И в то же время ответить отказом, сказав твердо «нет», объяснив, что это его любимая игрушка, с ней он будет играть сам. 

Чаще всего дети начинают воспринимать себя, как самостоятельную независимую личность в возрасте трех лет. Они учатся выражать все свои желания словесно, и учится управлять ими. Это очень трудно. Если вашему ребенку трудно делится, не спешите называть его жадиной. Как ты лодку назовешь, помните? Лучше помочь ему вовремя.
Поэтому так важна помощь взрослых. Именно они рассказывают детям о правилах: как можно, чего делать нельзя, а что надо. Нельзя брать чужое без разрешения. Всегда спрашивай разрешения у хозяина игрушки: «Можно взять поиграть твою игрушку?».

Научите детей совершать временный обмен.
«Давай я дам тебе поиграть свою машинку, а ты мне дашь покатать свой мотоцикл».
Так дети усваивают, что предложенные варианты гораздо удобнее и приятнее.

Если ребенок делится игрушками с несколькими друзьями и не допускает остальных, скорее всего речь здесь идет не о жадности.
Мы ведь тоже не дадим почитать книгу из своей библиотеки мало знакомому человеку, а близкому другу с удовольствием.

Объясняйте своим детям, как и когда важно поделиться, а в каких случаях можно отказать, сказав твердое «нет» (речь идет о грубом нарушении границ, манипуляции и т.п.). 

Еще раз хочется напомнить, что добрую службу здесь окажет сказкотерапия.
Чудесные произведения «Кошкин дом» авт. С.Я. Маршак, «Мы делили апельсин» авт. Л. Зубкова, «Синие листья» авт. В.А. Осеева, «До первого дождя» авт. В.А. Осеева, «Сказка про жадного Андрюшу» авт. О.В. Степанова, будут добрыми помощниками для профилактики и лечения жадности. А также сказки вашего собственного сочинения, которые вы можете сочинять и рассказывать ребенку по мере необходимости. 

И не забудьте главное правило: дети учатся жадности или щедрости в первую очередь в семье.

 

Сказка про жадного Андрюшу


Жил-был в одном городе мальчик Андрюша. И вот наступило то время, когда мальчику пришла пора идти в детский сад. Все там было в диковинку Андрюше: новые взрослые – воспитатели, пока незнакомые ему дети, а самое удивительное правила, которые все ребята в группе должны были выполнять. Дома-то Андрюша был один ребенок в семье, он и привык, что многое ему дозволялось, а иногда и прощалось. В садике все было иначе, но потихоньку мальчик привыкал.

И вот тут с Андреем произошел один случай, о котором я и хотела вам рассказать. Все дети в группе обожали прогулку. В это время они любили собираться на детской площадке и приносить свои игрушки. Весело им было играть всем вместе. Поиграют они своими игрушками, надоест им, они меняются между собой, и снова с удовольствием играют. А вот Андрюша не такой был. С чужими игрушками мальчику было играть интересно, свои же он никому не давал. Жалко ему было: «Вдруг они запачкают мои игрушки? Или еще того хуже сломают их?». Все чаще дети слышали от Андрейки: «Не тронь! Это мое!», да еще и руками он стал замахиваться на ребят.

Мальчики разозлились на него, девочки обиделись, и так постепенно один за другим дети перестали с ним играть. А вскоре перестали его замечать. Весь мир вокруг стал казаться Андрейке серым. Скучно ему стало и стыдно, а как исправить эту ситуацию он не знает. «Эх, превратиться бы в серую мышку, чтобы никто меня и не вспоминал каким жадиной я был». Только подумал, так и случилось.

Оказывается, в этот момент мимо их садика волшебник пролетал и нечаянно махнул волшебной палочкой. Перепугался мальчик-мышонок. «Я пошутил», - хотел он закричать, а получилось тихое «пи-пи-пи». И тут, откуда не возьмись, птичка- синичка подлетела к мышонку и защебетала: « Андрюша, я тебя узнала и хочу тебе помочь. Тебе надо с детками помириться - жадничать не годится!». И как только мышонок Андрюша признал свою ошибку и поблагодарил добрую синичку, в тот самый миг стал он опять мальчиком. « Понял я свою ошибку, надо идти ее исправлять», - сказал Андрюша, собрал свои игрушки и уверенным шагом направился к ребятам.

Уже через несколько дней у Андрюши в группе появились первые друзья, а воспитательница не могла нарадоваться на его поведение. «Какой добрый и отзывчивый у вас сын!» - говорила она его родителям. А Андрюша в это время смотрел высоко в небо и улыбался порхающей там синичке. Вот такая история!

 

Вопросы и задания к сказке:

  1. Как ты думаешь, почему ребята перестали играть с Андрейкой?
  2. Кто помог мышонку вновь стать мальчиком?
  3. Хватает ли у тебя смелости признаваться, если ты в чем – то не прав?
  4. Выучи с родителями стихотворение «Нехорошая история» авт. Е. Серов


У ребят сегодня Рая отобрала самолет,
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход...
А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.
Поиграем в кошки-мышки: чур я — мышка, чур я — кот...»
Все так весело играют, и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад...
Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,
У нее игрушек — воз, а играть невесело!


 5. Прояви фантазию и нарисуй «теплое» слово доброта и «холодное» слово жадность с помощью восковых мелков или красками.

 

автор О.В. Степанова

 

Знакомая ситуация, не правда ли? Здесь можно проследить некую закономерность: Если ребенок в младшем возрасте не приучен убирать свои игрушки, вряд ли можно ожидать от него такого подвига, как наведение порядка в своей комнате или в доме. Тем не менее приучать ребенка к порядку и чистоте в доме необходимо.

Бывает, что родители слишком заняты, чтобы содержать дом в порядке, и занимаются этим время от времени.

Есть даже любопытная теория, по которой люди наводят порядок и чистоту в доме только тогда, когда их раздражение от созерцания грязи и оттого, что невозможно найти нужные вещи, становится настолько сильным, что побеждает природную лень.
Следует помнить о том, что дети в первую очередь руководствуются нашими поступками, а не словами. Поэтому если один из родителей по-стоянно наводит порядок, а второй об этом не беспокоится, трудно ожидать, что дети автоматически приобретут нужные навыки.
Очень хорошо действует на детей похвала. Покажите вашему малышу несколько раз, как застелить кровать или собрать диван. А когда он сде-лает это сам, без вашей помощи, похвалите его. Скажите ему, какой он у вас умный и аккуратный, что вам так приятно видеть в доме порядок. Порадуйтесь вслух тому, что у вас вырос замечательный помощник или помощница.
Уже начиная с шести лет дети хотят выполнять «взрослые» дела, быть «большими». Почему бы не попросить их о помощи, когда вы накрываете на стол? Дети с удовольствием расставят тарелки, разложат столовые приборы, принесут из кухни хлеб, сыр, колбасу.

Приготовьтесь со спокойствием и мужеством встретить тот факт, что во время подготовки количество тарелок и чашек в вашем доме может уменьшиться, и что старательно нарезанная и выложенная на тарелку колбаса может «потеряться» по дороге. Отнеситесь к этому, как к издержкам производства.

Это не так и часто случается, да и то только поначалу. Зато дети просто сияют оттого, что им поручено столь ответственное задание, и они его с успехом выполнили. Особенно хорошо, если в доме гости, пусть даже близкие родственники, такие как бабушка с дедушкой.

Все равно, дети получат еще больше похвал и положительных оценок своей помощи.
В «трудном» случае, когда дети ни в какую не хотят наводить порядок, можно попробовать «шокотерапию» — довести ситуацию с беспорядком в доме до полного абсурда. Тогда в ответ на вопрос ребенка: «Где моя игрушка?» вы будете отвечать: «Не знаю. Я в нее не играла». «Ботинки? Поищи, они должны быть где-то в квартире. По крайней мере, я точно знаю, что я их не выкидывала, они ведь еще новые».

Разумеется, в этой ситуации вы не только не убираетесь дома, но и добавляете хаоса. Как показывает практика, достаточно всего лишь одного—двух дней подобного «беспредела» (даже с подростками), чтобы детям стало раз и навсегда ясно, зачем и почему нужно заниматься уборкой, и для чего существует порядок в доме.
В заключение хотелось бы поделиться авторской сказкой, которую я написала для семилетней девочки, которая помогла ей справится с этой проблемой.

 

Сказка про девочку Людочку

 

Жила была девочка. Звали её Людочка. И все эту девочку очень любили: и мама, и папа, и бабушка с дедушкой.
Баловали Людочку как могли. Покупали девочке сласти всякие, игрушки красивые, вещи дорогие. Да вот беда, не могла Людочка следить за своими вещами и игрушками, да и порядок в её комнате почему-то долго не задерживался. Игрушечная посудка валялась у неё вперемешку с книжками.

Куклы грустно поглядывали из под стола. Им так хотелось быть расчесанными, а ещё они бы с удовольствием попили бы чай из кукольной посудки. Но хозяйке было не до них… Она всё время находила себе новое занятие, бросив предыдущую игру или дело не завершив начатое.
Родители напоминали дочке о том, что не плохо было - бы навести порядок в своей комнате, однако Людочке было неохота и она всё время находила какие-то отговорки. Точно кто-то опутывал девочку в невидимую паутину, и ей становилось труднее двигаться, а вскоре её стало всё равно, чистое или грязное на ней платьице…
Думая вы уже догадались кто начал напускать свои чары на девочку. Вы совершенно правы, друзья мои, это колдунья Лень принялась за свою чёрную работу. И через некоторое время Людочка превратилась в неряху.
Соседские мальчики и девочки стали забывать её имя, не хотели с ней водиться и даже придумали ей дразнилку «Неряшка - грязная рубашка». А самое ужасное – её перестали узнавать. Люде сделалось так больно и обидно, и она решила – так больше не может продолжаться.

Девочка прибежала домой вся в слезах и бросилась к родителям: «Мама, папа не хочу быть больше Неряшкой – грязной рубашкой! Хочу быть Людмилой – людям милой!»

Родители несказанно обрадовались такому решению. В тот же день был составлен для Людочки список добрых дел, куда было включена генеральная уборка комнаты, стирка вещей, водные процедуры, поход в парикмахерскую и ещё много чего, что со временем превратило её в милую и приятную девочку.
С тех пор в комнате у Людмилы царит порядок, а на видном месте красуется режим дня, который она составила вместе с мамой. А уж в нем то написано , что и когда девочке надо выполнять. Вот такая история приключилась с Людочкой, а с её разрешения я делюсь этой историей с вами.

 

Ребята, а у вас в комнате всегда порядок?

 


 

Педагог – психолог О.В.Степанова

 

Уважаемые родители!

 

Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с рождения. Эту важную информацию как можно чаще стоит вспоминать! Имея собственные наблюдения и представления о подготовленности своих детей, тем не менее, многие родители беспокоятся, каков его интеллектуальный уровень.

И здесь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, очень важно.

В этой консультации я предлагаю Вам познакомиться с показателями развития познавательных способностей детей 5-6 лет, которые соответствуют возрастной норме. Вы можете самостоятельно взять на себя роль диагноста в проверке способностей ребёнка этого возраста.

Таким образом, будете знать, с чем он не справляется и над чем нужно поработать. Если он достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиями - развитие ребёнка соответствует возрасту.

 

В 5-6 лет РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 

•ВНИМАНИЕ - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10—12 минут, удерживать в поле зрения 6-7 предметов, находить 5-6 отличий между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить 4-5 пар одинаковых предметов.

•ПАМЯТЬ - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут, рассказывать наизусть несколько стихотворений, пересказывать близко к тексту прочитанное произведение, сравнивать два изображения по памяти.

•МЫШЛЕНИЕ - определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9 частей, находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

•МАТЕМАТИКА - считать в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов двумя способами, выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги.

•РАЗВИТИЕ РЕЧИ - правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринуждённую беседу, составлять связные рассказы по картинке из 5-6 предложений, составлять рассказы из личного опыта.

•РАЗВИТЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ - регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета, рисовать с натуры простые предметы и фигуры, располагать изображение на всём листе, на одной линии или на широкой полосе, штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры, ориентироваться в тетради в клетку или в линию.

•ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - называть своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, знать название своего города (села), столицы родины, название основных профессий, объяснять, чем занимаются их представители, называть группы предметов обобщающим словом (фрукты, овощи, деревья, ягоды, домашние и дикие животные, птицы и т.д.), пользоваться основными правилами дорожного движения, называть последовательность времён года, частей суток, дней недели.


 

Педагог психолог О.В.Степанова

 

Половое воспитание для многих родителей является «скользкой» темой и часто повергает взрослых в растерянность. Я предлагаю для начала разобраться, что в себя включает половое воспитание.

Итак, давайте познакомимся с основными направлениями:

  • формирование половой идентификации (я мальчик/ девочка);
  • формирование моделей полового поведения (как себя ведут мальчики, а как девочки);
  • формирование адекватного отношения к половому вопросу, т.е. понимание естественности сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, отсутствие зацикленности на этом вопросе;
  • формирование навыков личной гигиены.

А теперь все по порядку)))

Новорожденный активно реагирует на осязательный контакт, например, когда кто-то из родителей его поглаживает, прижимает к себе, особенно, когда мама кормит грудью. Улыбки, комплекс оживления, другие признаки чувственного удовольствия со стороны недавно появившегося на свет малыша не кажутся взрослым чем-то «эротическим», но это и есть проявления младенческой сексуальности. Чем старше становится карапуз, тем лучше развивается его моторная координация, т.е. ручки становятся более послушными.

 

И кроха, которому всего несколько месяцев, пробует трогать и исследовать свое тело, в том числе и половые органы. Заметив последнее, мамы и папы нередко начинают волноваться, полагая, что это служит ранним проявлением необузданной сексуальности или каких-то патологий. На самом деле подобно поведение совершенно нормально. Малыш изучает свое тело: его строение, возможности, ощущения. Собственно, со стороны родителей в этом возрасте необходимо , чтобы малышу хватало родительского тепла, тактильных ласк, эмоционального общения.

 

В возрасте 1-2 лет дети уже достаточно хорошо управляют своими ручками и другими частями тела. Суть полового воспитания ребенка на этом этапе психосексуального развития заключается в том, чтобы он полностью освоился со своим телом. Родители должны спокойно относиться к знакомству крохи со своими гениталиями ведь на этом этапе психосексуального развития ему одинаково интересно поисследовать строение своих ушей или половых органов. В 2 годика малыш знает названия частей своего тела.

 

В 2,5- 3 года ребенок переходит на следующий этап психосексуального развития. Он способен отличить девочку от мальчика и начинает осознавать свою половую принадлежность и ее неизменность. Вот тут у взрослых могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что ребенок пробует сравнивать свое строение и строение родителей, других людей. Карапуз может задавать вопросы, пытаться посмотреть, что же у других людей под одеждой спрятано. Главное в этом диалоге для родителя, реагировать спокойно, донести информацию для ребенка на доступном ему уровне и вовремя переключить внимание.

 

К 4 годам у ребенка формируется достаточно полное осознание своей половой принадлежности; нередко вместе с этим значительно увеличивается и интерес к гениталиям – как своим, так и посторонним. Важно, чтобы в этот период психосексуального развития ему не внушили отношение к телу вообще и гениталиям в частности как к чему-то постыдному. Основная задача полового воспитания детей в этот период — это именно не создать ребенку комплексов из-за того, что он, к примеру, чересчур активно интересуется тем, чем девочки отличаются от мальчиков.

 

В возрасте от 4 до 5 лет дети переходят на следующий этап: они ясно осознают свою наготу и стесняются раздеваться. Ребенок начинает понимать многие общественные сексуальные табу. Становятся уместны и полезны многочисленные беседы, чтобы он лучше усвоил социальные нормы. В качестве примера можно порекомендовать книгу Виржинии Дюмон: «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет», которая во всем мире считается одним из лучших образцов такого рода литературы, адресованной детям.

 

В возрасте 6 – 7 лет ребенок начинает активно подражать кому-то из взрослых, чаще — одному из родителей. У детей формируется модель полового поведения. Хотя дети в этот период очень часто дружат «мальчики против девочек», но появляются первые серьезные привязанности, первые попытки флирта и ухаживаний, первые переживания.
От того, какой опыт извлечет ребенок из примеров, поданных окружающими в этот период, зависят его способности к эмоциональной близости с другими людьми. И, конечно - же здорово,если в семье дети будут видеть гармоничные, доверительные, уважительные отношения между значимыми для ребенка взрослыми (мамой и папой, бабушкой и дедушкой и т.п.)

 

Вы спросите, есть ли критерии успешного полового воспитания? Вы можете считать, что половое воспитание проходит успешно, если ребенок осознает свою принадлежность к полу, пользуется характерными половыми моделями поведения, не стесняется своего тела, умеет правильно за собой ухаживать и не стесняется задавать интересующие вопросы родителям.

автор О.В.Степанова

Страхи Что делать

Боязнь внезапного шума

Успокоить малыша, не оставлять его одного. Исключить внезапные резкие звуки
Боязнь быстрых перемещений в пространстве Возникает в тех случаях, когда родители слишком кружат или катают на качелях. Ребенку в раннем возрасте особенно нужна твердая опора кроватка, коляска, объятия родителей
Страх разлуки, боязнь чужих Игра в прятки, когда мама прячется за креслом или диваном, а потом обязательно появляется, поможет малышу справиться с его опасениями «потерять» маму. Для того чтобы снизить боязнь чужих людей, лучше не оставлять ребенка с незнакомыми ему людьми, а если к вам пришли гости, побудьте вместе с малышом.
Боязнь купания Ребенок боится не воды, а её свойств: текучести, температуры и т. д. Для того чтобы ребенок справился с неприятными переживаниями по отношению к воде, необходимо во время купания брать с собой любимые игрушки, играть с ними в воде - обязательно при активном участии родителей. Если ребенок не проявляет особых симпатий к воде, его не нужно насильно «учить плавать» и т. д. Важно следовать за ребенком, понимать что для него сейчас актуально, готов ли он освоить новый навык.
Страхи, связанные с опытом Особое внимание родители должны уделить взаимодействия с различным опытом. Поведению на дороге и в других опасных местах, взаимодействию с объектами окружающей среды. Ребенок в это время усваивает новый мир (лестницы, животные) всевозможные препятствия, которые необходимы ему, чтобы преодолевать сложные и опасные ситуации в будущем.
Страх приучения к горшку В это время ребенок считает, что моча и кал, с которыми он расстается, - неотъемлемая его самого, и то, что эти части исчезают. Это сопряжено с переживанием. Чтобы переживания не становились негативными, не следует сразу выливать содержимое горшка в канализацию, лучше сделать это немного позднее. Можно также поддерживать игры ребенка с любимыми игрушками, которые «ходят на горшок». Это позволит малышу «проиграть» ситуации с горшком и избавит его от ненужных опасений.
Боязнь клоунов и масок В этом возрасте активно формируется фантазия, и ребенок, видя совершенно фантастического персонажа с утрированными частями тела и выражением лица, может сильно перепугаться. Для того чтобы такой страх не появился, важно водить малыша на различные представления и театрализованные мероприятия, где он увидит самых невероятных героев. Помимо этого когда родители или кто-то из знакомых, устраивая детский праздник, надевают костюмы и маски, ребенок по окончании представления должен убедиться, что под маской не скрывается чудище, что это всего лишь переодетый папа или соседка по площадке.
Страшные сны Единожды увидев страшный сон, малыш может в дальнейшем активно придумывать различные предлоги для того, чтобы вообще не ложиться спать или хотя бы оттянуть этот момент как можно дольше. Он может просить попить, в туалет или чтобы с ним еще немного посидели или прочитали «последнюю сказочку»... Чтобы не снились страшные сны, предложите ребенку заказать хороший сон. А заказ в виде рисунка или записки положить под подушку. Перед сном можно почитать ребенку комикс, добрые сказки.
Страх перед грозой Громкие раскаты грома, яркие вспышки молнии зачастую пугают и взрослых, а для малыша они просто катастрофически. Важно поговорить с ним, переключить его внимание на что-то приятное. Если гроза случилась ночью, можно разрешить ребенку спать с родителями или просто побыть с ним, пока он не заснет.
Страх перед чудовищами и темнотой Основная идея такова: важно, чтобы все чудища превратились в неопасных, слабых или хороших. В этом помогут «магические» мечи, снадобья или заклинания, которые делают ребенка неуязвимым. Здорово, если удастся провести параллели с сильными и отважными героями, побеждающими всякую нечисть. Малыш должен поверить в свою силу, храбрость и безопасность. Игрушки-помощники тоже могут помочь. Монстры обычно живут только в темноте, под кроватью или в шкафу, можно неплотно закрывать дверь комнаты или оставлять приглушенный свет.
Страх перед детским садом Этот страх почти всегда связан с конкретной ситуацией дома или в детском саду. Малыш, возможно, не хочет «отпускать» маму, ему может не нравиться строгая воспитательница, может быть, кто-то из ребят дразнит его, или ему не нравятся занятия и шумная обстановка. Необходимо разобраться в том, что является причиной. Поиграйте с ним, пусть малыш исполняет роль взрослых, а родители роли детей. Конечно, необходимо расспросить и воспитателя и самого малыша. Согда причина ясна, ее легче устранить.
Страшные сцены в фильмах Телевидение изобилует различными страшными сценами даже в мультфильмах. Чтобы исключить просмотр таких сцен, родители должны тщательно выбирать программу передач и устраивать совместные просмотры. Важно обсудить с ребенком просмотренное, отметив, что происходящие в фильмах события - вымышленные
Боязнь животных Чаще всего дети боятся собак. Большую разозлившуюся собаку действительно испугается кто угодно, да и сами родители часто демонстрируют опасения, связанные с собаками. Один из способов избавиться от страха - завести собаку. Но также необходимо рассказывать о повадках животных, о том, как собаки помогают людям и как с ними надо обращаться. И конечно, родителям в первую очередь необходимо справиться со своей неприязнью к животным, если она есть.

 

Многие страхи рождаются собственным примером родителей. Следите в первую очередь за собой и своим поведением.

Нервозность взрослых только вредит ребенку. Если каждый раз кричать, завидев у малыша в руках вилку: «ой что делается, он сейчас выколет глаз», то ребенок в лучшем случае проигнорирует, а в худшем долго будет бояться взять вилку в руки.

 

Возможно, своим детям он также будет кричать: «брось вилку, а то выколешь глаз...». Если вы видите, что никакими способами ребенку не удается справиться со своим страхом, если появились бессонница, заикание, раздражительность или апатия и т.п. нарушения, обращайтесь к психологу или психоневрологу.

 

Помните, что в стрессовой ситуации формируются установки нашего подсознания, которые мы уносим с собой во взрослую жизнь.

 

Однако дорогие родители существует такой страх, который СТРАШНО потерять. Это страх обидеть друга, осудить, страх собственного равнодушия, жадности, черствости, жестокосердия. Не дай вам Бог этот страх утратить!

 

Если же на пороге темной комнаты, перед каким-то важным событием, твое сердце все-таки начинает по-прежнему бешено колотиться, попробуй тогда одними губами от всей души, призвать на помощь своего Ангела - хранителя, и затем спокойно и смело переступай порог иди вперед к своей цели!

Сказкотерапевт Мария Ленская, ассистент-преподаватель Базового курса.

 

Я много размышляю сейчас об этом, прежде всего, потому, то сама я нахожусь внутри этого процесса, как мама первоклассника. Но сейчас я хочу поговорить об этом процессе, как сказкотерапевт. Знания, полученные за многие годы обучения методу Комплексной сказкотерапии, навели меня на некоторые мысли, которыми я рада поделиться с вами.
Небольшое предисловие: я уже писала о том, что огромная роль в процессе адаптации принадлежит физической адаптации- насколько ребенок может приспособиться ко всем физическим изменениям. Конечно, мы понимаем, что все изменения проявляются в ребенке в его поведении. Вот об этом я и хочу поразмышлять.

Кому легче привыкнуть к новому? Кто успевает за быстрыми изменениями внешней среды, у кого система внутреннего баланса остается в более стабильном положении? Если говорить о девочках и мальчиках, то конечно, девочкам отпущено более адаптивных качеств. И опять, это не только психический, но во многом и физиологический процесс. Но мои вопросы, это только вступление в теме различные стратегии адаптации у детей.

Итак, сам процесс адаптации заложен в женском архетипе, в самой природе женщины. Ведь ей нужно в изменчивом мире поддерживать стабильность, сохранять-то новое, что открылось. Поэтому девочкам немного проще. Они пользуются этой невидимой системой навигации, и это позволяет им быть более стабильными, в том числе и в результатах. Хотя девочки пока пользуются этой навигацией скорее по наитию, чем осознанно. Мальчишкам, конечно, тоже подвластна эта невидимая система навигации, но не только.

Архетипические стратегии в адаптации детей

Стратегии адаптации- это о том, с помощью каких внутренних резервов, ребенок будет не только приспосабливаться к изменениям, с помощью каких будет выстраиваться его система мотивации.
Воин, Король, Философ, Купец, Крестьянин, Монах, Слуга- так называются архетипические мужские архетипы в Комплексной Сказкотерапии. Это, как грани большого Алмаза силы, если можно так назвать архетипические основы социальной силы. (подробнее об мужских архетипах в книге Т.Д Зинкевич- Евстигнеевой « Тайный шифр Мужских сказок, изд. «Речь»)
По-разному, эти силы проявляются, влияют и развиваются в разных людях. И у девочек тоже есть это резерв внутренней силы. А как же! Именно в этот период социализации начинают просыпаться, проявляться, активизироваться грани Алмаза Силы. Рассмотрим некоторые мужские архетипы, как стратегии адаптации детей в школе, а также рассмотрим, как влияет эта сила, на мотивацию.

Начнем с Воина (еще раз напомню речь идет и о мальчиках, и о девочках)
Если сказать кратко об этом мужском архетипе, Сила Воина в Победе, Воин – он завоеватель нового, победитель, защитник. Эта сила обладает огромным резервуаром жизненной энергии. Конечно, у мальчиков она сильно выражена.

Цель в обучении. Мотивация-у Воина, как подвиг, достижение цели,- как восхождение на гору. Важно достичь, победить. Так может восприниматься и весь процесс, если у ребенка сильно развит Воин. Это может проявляться и, как мотивация на отдельную какую -то работу (контрольную, экзамен)

Как же эта сила, будет использоваться в адаптации?

•Воин:
1.Территория- поэтому очень важно, как он утвердиться в классе, где он будет сидеть, как будут выстраиваться его отношения с соседями.
2. Воин должен увидеть в своем учителе Лидера, того за кем он пойдет. Но если учитель проявит агрессию, особенно не справедливую,-он легко может стать соперником в борьбе.
3.И еще – скорость- ВОИН больше ассоциируется со спринтером. Короткая дистанция ему ближе, чем длинный марафон.
Чем же мы можем помочь маленькому Воину?
1.Режим - вот ахиллесова пята Воина. Он подвержен , естественному для этой силы движению вверх-вниз. После победы наступает период расслабления, надо восстановить свои силы. Важно помочь маленькому Воину следить за временем отдыха. И тут, есть древняя волшебная формула «Делу время- потехе час»
Режим и еще раз режим - это важно и для родителей тоже. Но не делайте его скучным, важно чтобы в нем было сочетание работы и отдыха, возможности делать неожиданные повороты, иногда нужно и «ломать режим», делая небольшой выходной в течении неделе.
2. Физическая активность и прогулки- это источник физической силы Воина. Важно помнить, что на первое полугодие 1 класса не стоит увеличивать сильно спортивные нагрузки, ибо сила его будет много тратиться на учебу. Будьте внимательны к словам вашего Воина о своем самочувствии.

•Купец:
Если говорить кратко, об этом мужском архетипе – Дорога, наполнение силой Охотника, путешественника. Это удивительная сила, дающая энергию игры, приключениям, азарта. Процесс интереснее результата. Результат при этом, может достигаться очень легко, а все из- за огромного желания и умения увидеть Новое во многом.
Цель в обучении, Мотивация – Путешествие. Это Дорога, длинная и бесконечная. На этом пути будет много приключений. Именно смена событий, возможность узнать что- то новенькое и будет двигать тем, кого принято называть Купцом, мы же можем окрестить его в теме адаптации в школе -Первооткрывателем.
Его больше увлечет все яркое, дающее эмоции. Это и общение с новыми друзьями, и новые знания. Однако, если то, что он услышит, будет ему уже знакомо, это не будет его сильно увлекать. Он смотрит вдаль, и может сам очень ярко и убедительно говорить о том, для чего он учится. Однако препятствия в виде контрольных или иных форм проверки, могут показаться ему неинтересными, и он не будет сильно настроен на это.

Как эта сила будет использоваться в адаптации?
Новое, неизученное, это родная стихия этой силы. Он любит приключение - вот только если оно приятное. Поэтому общение - вот скорее то, что точно увлечет вашего Первооткрывателя!
Для него важно, чтобы сложился эмоциональный контакт. И с учениками и учителем. Он оценит доброту, чувство юмора и внешний фактор. Да- да, он любит красоту во всем. Он скорее стайер, и поэтому его интерес может идти в течении четверти по восходящей линии.
Как мы можем помочь нашему Первооткрывателю? Что требует нашего пристального наблюдения.
Важно быть в курсе его событий, очень важно расспрашивать, интересоваться. Ведь именно проговаривание и рассказ о его приключениях является той самой самомотивацией. Вспоминая, как это было чудесно, он будто бы пополняется вновь интересом. Важно не просто быть в курсе, важно поддерживать высокий уровень интереса. Музеи, книги, фильмы- разные источники информации на те темы, которые вдохновляют вашего Первооткрывателя
Если говорить о трудностях в Пути—то это рутина, то есть 80 процентов времени в школе- повторение закрепление и прочее. Если преподавание классическое, и нет большого разнообразия форм, наш Первооткрыватель может загрустить- выражаться это будет в виде лени. Про таких часто говорят: «Очень способный, но ленивый». Эмоциональный, он может не справится с потоком событий, важно уметь вести с ним разговоры так, чтобы в нужный момент сбавить темп. Не менее важно продумать весь режим, продумать грамотно и физическую нагрузку, и прогулки. Часто такие дети участвуют во многих кружках- обратите внимание, чтобы общий объем знаний и занятий был уместным.

•Философ
Немного об этой силе.
Поговорим теперь о Философе, есть в Алмазе Силы и такая гр Нет! Он выстраивает свою картину мира, он хочет найти ответы на многочисленные вопросы, и порой бывает очень настойчив. Непросто… многие родители знают, как непросто отвечать и иметь терпение. Но, если вдуматься в этом желании познать столько энергии и силы! Если вам сейчас представился эдакий Знайка или зануда «ботаник», это не совсем так. Просто внутри этого маленького человечка крутятся невидимые шестеренки Познания. Маленький философ- это не просто Почемучка, даже не Почемучка «в квадрате»
Цель его обучения, мотивация -УЗНАТЬ, познать, понять! Вот он настоящий мотив!- Ему хочется именно узнать, постичь, разобраться в процессах и закономерностях. Ему нравится именно то, что он узнает. Но и тут есть, но. Качество обучения и материала вот что будет важно! Поэтому камнем преткновения будет несоответствие того, чем по настоящему интересуется маленький Ученый, с тем, чему его обучают.
Как эта сила будет проявляться в адаптации?
Не смотря на то, что самомотивация высока, адаптация Философа, особенно в первое время может доставлять ему трудности.
Ему важны условия, при которых он получает знания- поэтому то, как он будет адаптироваться в классе очень важно. И с точки зрения организации работы: ведь в классе много детей, все они разные. Философ может болезненно реагировать на то, что его сбивает, отвлекает. Для него не очень важны на первом этапе отношения с другими. Вследствие этого, ему приходиться справляться с этим одному. В то время, как например Купец, Первооткрыватель имеет мотив – в школу к друзьям, Философу приходиться находить в себе собственные силы.
Ну и конечно -Учитель- вот тот, на кого обратит внимание маленький Ученый. И основное это -компетентность, справедливость, спокойствие, умение управлять классом.
Если говорить о скорости, то она скорее разная внутри и снаружи. На это стоит обращать внимание. Иногда именно внешний высокий темп мешает внутреннему темпу проживанию.
Как можно помочь?
Несмотря на то, что эти дети внешне не нуждаются в том, чтобы их расспрашивать о делах. И их успехи могут совсем успокоить родителей, мы бы рекомендовали родителям быть очень внимательным именно к разговорам с ребенком. Эти беседы пусть будут неформальными, интересуйтесь, расспрашивайте. Если у вас уже есть хороший эмоциональный контакт – вам будет легко разговорить своего ребенка- это будет ему очень большой поддержкой, дат ему возможность прожить внутреннее напряжение

•Монарх.
Немного о этой силе:
Если говорить про архетип Монарха, то основа этой силы в Управлении. Иногда можно принять желание быть первым за проявление качеств силы Монарха. Однако это не так. Он стремится стать главным. Эта сила наделяет его возможностями и качествами того, кто может повести за собой, кого сейчас принято называть лидером. Но сила Монарха- и Лидер это не одно и тоже.
Цель обучения, мотивация
Сила Монарха дает ребенку возможности развиться разным качествам, умению влиять. Но очень важно чтобы сам Монарх мог управлять собой. Что же тогда может быть побуждающим мотивом учиться? Желание достичь высоко рейтинга, высокого уровня. Это могут быть ориентированные дети на высокую оценку, но скорее им важнее общее признание.
Этот мотив не устойчив, однако устойчивой составляющей будет невероятное желание и природная сила того, кто хочет занять позицию Короля.
Как эта сила будет проявляться в адаптации?
Скорее ребенок, в ком сила Монарха уже проявилась, будет адаптироваться по 2 сценариям:
Быстрая адаптация-за счет умения общаться с детьми, умение заводить дружбу и лидировать в ней. Вокруг такого ребенка могут объединяться дети. Эти его умения могут помочь ему перебороть трудности первого периода адаптации, а затем, укрепится, если у этого ребенка будут успехи в учебе. Его позиция усилиться еще и за счет признания учителя
2 сценарий- это менее адаптированный вариант. Возможно, условия школы будут для маленького Короля достаточно сложными. Ведь нет детей, где архетипическая мужская сила занимает все пространство. Нет, Алмаз Силы многогранен.
Итак, при каких условиях адаптация этой стратегии будет менее успешной? Высокие требования, жесткие рамки, требовательность и не внимательность к качествам ребенка- могут притормозить этот процесс, вызывая безусловно дискомфорт в виде капризов, требований, усталости. Он –Король! Он привык быть лучшим, если требования очень высоки, и он не имеет видимых результатов, которые признают и группа, и учитель, он может очень сильно переживать
Как можно помочь?
Важны 2 момента:
• Помогать ребенку, видеть собственное продвижение, собственный успех.
• При этом научите его радоваться успехам других детей. Король должен быть внимательным и великодушным. Тогда его лидерские качества получат настоящее питание.
Разговаривая с ним, уделяйте внимание и его состоянию и результатам. И внимательно слушайте его, поверье вы услышите очень много нового!
Может быть вам покажется странным, но именно Короля, важно приучить делать уроки максимально самостоятельно, помогая скорее задавая вопросы, чем давая готовые ответы. Иначе может случиться ситуация при которой вы окажитесь слугой того кто учится. Это произойдет незаметно. Маленький король своим обаянием незаметно может включить вас в этот процесс. Ну и капризы- ваша родительское внимание поможет вам различить что от усталости, где проявление капризули – Короля.

В многограннике архетипической мужской силы есть еще 3 гранив Комплексной сказкотерапии они называются Крестьянин, Монах, Слуга.
Пока я не увидела эти силы, как стратегии в адаптации. Скорее это важные силы–стабилизаторы.
Сила Крестьянина позволяет в любой новой и стрессовой ситуации остаться живым. Да, именно выжить. Взрослым, особенно сейчас, когда темп жизни настолько повысился иногда свойственно обесценивать трудности детей. Ну и правда, что там сложного, по сравнению с работой, домом, возможностями. и прочим из чего состоит видимая жизнь взрослого.
Приведу пример ситуации, с которой однажды обратилась ко мне одна мама. Она просила помочь ей понять, что происходит с ее ребенком. Девочка пошла в школу, но спустя всего несколько месяце стала невероятно капризной, плаксивой, тревожно. Я стала расспрашивать, в какой школе учится ее дочка, какая учительница в классе, как сложились отношения. Словом, просто проясняла условия. Услышанное заставило меня сильно задуматься, именно тогда я поняла, что иногда взрослые не могут представить всю сложность глазами ребенка
Продолжу- Мама с радостью мне рассказала, что школу и учителя они долго подбирали: школа- сильная, учительница прекрасная. Мама поведала мне, что учитель – обладает тонким чутьем на детей и хорошо видит дружеские пристрастия, отношения в классе. И мама с гордостью мне поведала о стратегии учителя- действительно увидев кто с кем дружит, учительница посадила за 1 парту - тех, кто не дружит, если говорить по детски - врагов…

Но мой вопрос зачем, ибо поверьте я не смогла вначале найти логику этому решению, мама сообщила, что дисциплина в классе просто прекрасная, дети не разговаривают, следят друг за другом, каждая парта поделена ровно на половину. Не подумайте, что я сочинила эту историю.

Я не буду обсуждать стратегию учителя, не об этом это отступление, нет. А о том, что мама не понимала почему ее девочка, выбегая из школы кричит НЕНАВИЖУ!!. Это собственно и привело ее ко мне. Я задумалась и предложила ей мысленно перенестись в офис, где работают люди, которые холодно относятся друг к другу, в кабинете все сидят близко друг от друга, и каждый может видеть, что делает другой. В коллективе принято докладывать друг о друге (это тоже было в стратегии той учительницы), и вы можете в течении рабочего дня выйти на короткие перерывы только несколько раз в день. Я просто пересказывала условия дочки для мамы доступными образами. Я спросила, что вы скажите, выходя с работы. ее реакция была бурной…
Я взяла самый крайний, жесткий вариант, для того, чтобы показать нам взрослым, что условия для ребенка могут быть очень сложными и вот тогда Сила Крестьянин может помочь ему. Дом-основа стабильности, важно чтобы у ребенка в первой половине учебного года в 1 классе оставалось время и пространства для его игр, игрушек. Не стоит делать дом- второй школой. Всему свое место. Сила Крестьянина поможет в этом.

Архетипическая сила Монаха- самая трудно объяснимая в контексте нашего разговора. Она просто даст ребенку пройти испытание и узнать, открыть в себе резервуар с терпением, стойкостью, умением преодолевать трудности.
)) нам видеться подчинение, не умении выразить СВОЮ волю, рабство, второстепенные роли…И еще одна грань Алмаза Силы- Слуга. Незаметный, как настоящий слуга, он не очень популярен
Однако стабилизирующая роль этой силы огромна, ведь ребенок в школе вступает в позицию ученика. То есть того, кого УЧАТ. И здесь важно научить ребенка ПОСЛУШАНИЮ, с позиции ПО сиди и УСЛЫШЬ. Быть учеником- значит уметь быть НЕ главным, уметь ПОДЧИНИТЬСЯ. То есть быть под ЧИНОМ.

Это размышления могут позволить родителям посмотреть на процесс адаптации с другой стороны- многогранной. Попробуйте разглядеть в калейдоскопе Силы вашего ребенка, те которые могут помочь вам и вашему ребенку в начале важного Пути.

Добрых помощников, открытий и побед на дороге Удивительного Приключения в Мир Знаний!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПнВтСрЧтПтСбВс

Подписка на наши новости

 

Впишите свой e-mail:


Узнайте о новостях первыми!



 

vopros-otvet

test

shkatulka

videogos

room gifts

calend

Наши друзья
miks
miks iarmar
frog
frog
b17big
kaleidoskop
 fotoemel
frog
zerna
Всё о развитии человека и самопознании