На протяжении своей двадцатилетней практики в качестве педагога – психолога я активно применяю разные методы и технологии.
Своими наработками в профессиональной сфере с удовольствием делюсь со своими коллегами.

Вот и в этом году я приняла участие во Всероссийском конкурсе имени Л.С. Выготского, где представляла проект «Эбру. Волшебные Сказки на Воде». Было приятно, что его оценили и проект победил.
А мне, в свою очередь, хочется познакомить коллег с тем, как можно в своей психологической практике успешно применять и совмещать две технологии – сказкотерапию и рисование на воде в технике Эбру.

Применение метода сказкотерапии не имеет каких-либо возрастных ограничений. При грамотном использовании метода он является действенным и дает положительные результаты. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь ребенку. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих трудностей и проблем. Сказкотерапия является самым древним психологическим методом. Данная технология практической психологии дословно означает лечение сказками.Ее цель — помочь ребенку решить психологические проблемы. Основная отличительная особенность данного метода это - мягкость воздействия и эффективность, ведь сказка - это обращение к душе человека.

Сказка многогранна, как и сама жизнь. Она привлекательна для развития гармоничной личности. В сказках отсутствуют нравоучения. В сказочных сюжетах и образах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый ребенок. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора, а проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, он формирует для себя картину Мира. К тому же сказка дает ощущение защищенности, так как признак настоящей психологической сказки - хороший конец.

Этот метод восходит к давним временам – еще наши прапрабабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – технология, успешно применяемая и достаточно уже давно. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

В волшебных сказках главный герой проходит много испытаний. В результате всех приключений и злоключений он становится крепче. Из этого следует сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Читая, слушая или сочиняя сказку, ребенок «вживается» в повествование и может идентифицировать себя как с главным героем, так и с другими персонажами. При этом у него развивается способность вставать на место другого, ощутить многогранность Мира и свое единство с ним. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.Имеется широкий спектр показаний для проведения сказкотерапевтической работы с детьми: сниженная самооценка, трудности эмоционального развития, страхи, агрессивность, трудности в коммуникативном общении.

Уверена, что все вышеперечисленное подтверждает то, что сказкотерапия является одним из основных инновационных методов в работе с детьми.
В помощь сказкотерапии выступает вторая технология – это «Арт-терапия», а конкретно, восточная техника рисование на воде - Эбру. Это настоящий подарок для творческих натур.

Она пришла к нам из глубины веков и первоначально была народным «изобретением». Это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности бумаги остается неповторимый рисунок. Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости). Воду делает более плотной добавление специальных веществ.

Вы можете подумать: зачем ребенку Эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель?

Акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети (а в большинстве случаев, и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря соединению Эбру и сказкотерапии детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, Эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек. В Эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Сама вода помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять ее язык и научиться свободно «говорить» на нем. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, оттенков, форм... Даже мастер-художник не знает, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке!
Практическая значимость
Акварисование не требует предварительной подготовки, основывается на естественных процессах развития воображения. Техника эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Развивает цветовосприятие, внимание, память, моторику рук, терпение и выдержку.

Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Дети раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание. Чтобы обучение было успешным, главное для педагога — учить детей полностью не планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих эмоций.

Рисование в технике Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, фантазии, мелкой моторики и творчества у детей.
В процессе творческой деятельности у детей формируются навыки рисования в технике Эбру, происходит накопление положительного социально-эмоционального опыта, а также профилактика эмоционального благополучия. Уникальность рисования в технике Эбру способствует желанию экспериментировать, вызывает положительные эмоции, а в сочетании с технологией Сказкотерапии помогает развивать познавательную активность дошкольников.

Что еще хотелось бы отметить: очень важно заниматься делом, которое по душе. В любимое дело мы вкладываемся всей своей энергией, всем сердцем. Объединение сказкотерапия и рисования в технике Эбру дает возможность воплощать на практике самые смелые идеи.

Публикация материала   "Психологическая газета" https://psy.su/feed/7501/

videogos

test

room gifts

vopros-otvet

 

Наши друзья
frog