Руководитель пресс-службы ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю Никита Гавриляк:
«Пожарные и спасатели постоянно спасают людей. Для них это обычное дело - рисковать своей жизнью. Другое дело, когда обычный человек рискует своей жизнью ради жизни другого. А когда дети спасают - это настоящий героизм!»
Педагог-психолог высшей квалификации Оксана Степанова:
«Какой маме не хотелось бы, чтобы её ребенок вырос смелым и сильным? Мужество и храбрость - черты характера, которые помогают не бояться трудностей, испытаний. Если малыш рос боязливым, в одночасье он в подростковом возрасте отважным вряд ли станет. Этот внутренний стержень надо с раннего детства взращивать, тренировать смелость как мышцы. Способствовать тому могут любые совместные игры. Например, когда малыша назначают ведущим игры или дают ему главную роль в утреннике, разрешают первым ответить на занятии. Большую роль играет спорт. Если мальчик или девочка хочет пойти в секцию по борьбе, важно разрешить, поддержать, а не запрещать, ссылаясь на то, что там ему сделают больно. Не попробовав, не появится навыков. Важно поощрять любые начинания детей.
В советское время нас воспитывали на героических примерах в литературе и кино. Я в своей практике применяю этот метод до сих пор. Эпизод из мультфильма или короткометражки покажет нагляднее смелый поступок, чем нравоучения. В частности, «Легенду о старом маяке» всегда ставлю детям в подготовительной группе. Кстати, за основу там взяты события в Новороссийске в Великую Отечественную войну.
Хорошо, когда у ребёнка есть достойный пример перед глазами. Это может быть отец, дедушка, тренер, учитель. Тогда он может тянуться за взрослым и подражать ему. Можно равняться на спортсменов. Сразу вспоминается советский спортсмен в дисциплине подводное плавание Шаварш Карапетян, который не раз спасал людей. Один из таких случаев произошёл в Ереване.
Троллейбус упал в водохранилище, оказавшийся рядом Карапетян стал спасать людей из воды. На глубине в десять метров при нулевой видимости он разбил ногами заднее окно троллейбуса и вытащил 46 пассажиров из 92, 20 из них удалось вернуть к жизни. Говорили, после этого случая многие дети тогда стали заниматься плаванием.
Как реагировать на опасность?
С ребятами помладше надо проводить разъяснительную работу. Говорить: здорово, когда хочется помочь кому-то из благих намерений совершить героический поступок. Но важно вовремя оценить свои силы и возможности. Прежде чем бросаться в опасность, надо осмотреться вокруг, позвать на помощь взрослых. Нужно искать себе помощников. Детей постарше нужно учить в экстренных ситуациях собирать команду, распределить роли, договариваться и быстро принимать решение. Вот недавно был случай, когда ребята спасли собаку в Сочи. Мальчишки по цепочке передавали пса.
Но есть и обратная сторона медали. Бывает так, что дети заигрываются и начинают искать «приключения». Об этом тоже нужно говорить.
Стать героем по плану невозможно. Всё происходит при стечении обстоятельств. В такие моменты возникает непреодолимая и порой необъяснимая потребность прийти на помощь. Часто это чувство даже перекрывает инстинкты самосохранения. Для меня герой - 27-летний советский лётчик Александр Мамкин, который в апреле 1944 года вывез из оккупированной территории сирот из детского дома. Полёт стал для него последним: пилот горел заживо, но штурвал из рук не выпустил. На нём плавились очки, горела одежда, ноги прогорели буквально до костей, пока он искал подходящую для приземления площадку. Дети были спасены. Через несколько дней Александр Петрович скончался от ожогов. За дни операции «Звёздочка» он вывез на своём самолёте более 90 человек.
Достойных примеров много. Героические поступки бывают яркими и значимыми, но и в обычной жизни есть место подвигу. Может, рядом с вами живёт старушка с больными ногами, которая не в силах лишний раз сходить за хлебом, а вы, зная это, можете просто делать доброе дело и помогать ей с покупками.
Такие поступки тоже достойны уважения. Заниматься спортом несколько раз в неделю, преодолевая лень, быть ответственным за младшего брата или сестру - всё это тоже про силу воли и характер.
За всё это надо детей хвалить.
Оригинал статьи на сайте kuban.aif.ru